««Интеллектуально – личностный подход в работе с детьми детского дома».»
Автор: КГУ Мичуринский детский дом

На современном этапе развития общества выдвигаются новые требования к развитию личности ребенка. На сегодняшний день успешный конечный результат  образования – это осознанное овладение ребенком основными составляющими человеческой культуры, социальным опытом, новейшими фундаментальными знаниями; способность использовать освоенное содержание образования для решения практических задач.

          Для педагогов - воспитателей детских домов и интернатных учреждений, актуальна  проблема социально – педагогической запущенности детей, как следствие, проявляющаяся в неразвитости, необразованности, в наличии задержек психического развития и отклонений в физическом здоровье, в невоспитанности ребенка, в отставании его развития от собственных возможностей и требований возраста. Поэтому учебно-воспитательный процесс в работе с такими детьми, «а priori », должен нести коррекционную направленность.

Хотелось бы поделиться личным опытом работы над проблемой недостаточного личностно - интеллектуального развития воспитанников.

Группа детей, с которыми непосредственно работаю, разновозрастная, проживающая по типу семьи. В семье 11 человек. Детский коллектив заново сформирован в 2013 году: прибыло8 новых воспитанников. Возраст детей от 6 до 17 лет. Все воспитанники имеют социальный статус – оставшиеся без попечения родителей. По показателям физического здоровья – здоровы только 2  из 11 детей.

 Есть масса проблем, с которыми пришлось столкнуться в процессе работы с детьми – это и  нарушения в области основных психических процессов: неустойчивость внимания, слабая память, преобладание наглядно – образного мышления, недоразвитие и дефекты речи, низкая познавательная активность, отсутствие мотивации на учение, нарушения в области социальной и бытовой  сферы и т.д.   

          Особо остро стоит проблема интеллектуального развития воспитанников и, как следствие, слабая школьная успеваемость. У большинства детей на момент поступления в детский дом не были сформированы элементарные общеучебные умения и навыки: 90 % вновь прибывших детей, показали темп чтения ниже возрастной нормы,  27 %  не умели анализировать задачи и  совершать простейшие арифметические действия, 54 % воспитанников не имели навыка работы с текстом –  не могли выполнить пересказ,  выделить главное, составить простой план и т.д.  Были парадоксальные моменты: девочка, поступившая в детский дом в возрасте 8 лет, не знала букв  и не умела, соответственно,  читать. На данный момент ребенок читает по слогам, темп чтения до 25 слов в минуту.

С целью коррекции существующих недостатков в развитии и  обучении детей воспитательная работа в семье  в течение последних двух лет построена с  опорой на   авторскую  рецензированную программу «Личностно-интеллектуального развития воспитанников детского дома». Срок реализации программы –3 года.

Целью воспитательной работы является создание психолого-педагогических условий для развития личности, ее интеллектуальных показателей, а также оказание помощи в усвоении и закреплении материала школьной программы и устранении пробелов в знаниях.

В основе программы «Личностно-интеллектуального развития воспитанников», как оптимально-эффективный вариант лежит «Технология саморазвития личности»  СелевкоГ.К. Современность и похожая направленность данной программы позволяет нам использовать ее  как  базовую в подготовке занятий с воспитанниками (применение тематических бесед, тренингов, диагностик и т.д.). Программой предусмотрены  достаточно продуктивные методы включения воспитанников  в процесс перевоспитания, делая упор на интеллектуально-личностный подход.

 Тематический материал программы  разбит на 7 блоков и охватывает  весь процесс развития личности воспитанников. Название тематического блока раскрывает суть направления. Например, мероприятия входящие в блок «Академия наук» призваны формировать учебно – познавательную компетенцию.

 В прошедшем учебном году с учетом результатов школьной успеваемости по предметам была проведена корректировка  тематического плана воспитательной программы – предпочтение было отдано интерактивно - интеллектуальным играм, как наиболее эффективной форме для устранения недостатков и пробелов в знаниях детей. В игре возможны высшие достижения ребёнка, которые завтра станут его реальностью. Поэтому большую часть воспитательных мероприятий я постаралась преподнести воспитанникам  в виде интересных и  увлекательных игр с обязательным использованием современных технологий и оборудования. Личный опыт применения интеллектуальных игр в воспитательной работе показал, что данная форма проведения воспитательных мероприятий способствует  получению  дополнительных знаний по основным школьным дисциплинам, расширению кругозора, повышению интеллектуального  и творческого потенциала воспитанников, развитию  навыков поисково-исследовательской деятельности, формированию  личностных качеств (решительности, уверенности, целеустремленности), развитию умения социального взаимодействия со сверстниками и, как результат, повышение  качества успеваемости.

 Тематика игр подбиралась осознанно -  в качестве темы выступал тот школьный предмет, по которому дети показывали меньшее качество знаний и, который вызывал, соответственно, меньший интерес. Каждый  ребенок получал задание с учетом возрастных особенностей, проблем в обучении и, конечно, интересов. Воспитанники, которые на момент подготовки игры показывали наилучшее качество знаний по выбранному в качестве темы учебному предмету, выступали в роли помощников – организаторов: составляли вопросы, готовили информационные бюллетени и т.д. Огромный  плюс в  предварительной подготовке к таким играм  - это обмен информацией в разновозрастной группе: младшие дети получают пропедевтические знания, старшие воспитанники повторяют и закрепляют раннее изученный материал, устраняют пробелы в знаниях.

Тематика  интерактивно – интеллектуальных игр позволила охватить все направления школьных знаний. Например, игра «Математический лабиринт» способствовала закреплению приемов устного счета, игра «Колесо истории» была посвящена истории Казахстана, «Наш дом – Земля» - географии и биологии и т.д.

В качестве примера хотелось познакомить аудиторию с мероприятием, разработанным и проведенным в рамках реализации воспитательной  программы  «Личностно – интеллектуального развития воспитанников детского дома».

Интерактивно – интеллектуальная игра «Я помню! Я горжусь!», посвященная Дню Победы, была представлена как открытое мероприятие на областном семинаре «Педагогическое сопровождение воспитанников в процессе социализации». Основной целью данной игры являлось дополнение и расширение знаний воспитанников по всемирной истории  и истории Казахстана периода ВОВ;  воспитание патриотизма.

 Мероприятие проводилось с детьми среднего и старшего школьного возраста, младшие дети участвовали только  в общей подготовке: готовили тематические рисунки, читали стихи и  рассказы, повествующие о  ВОВ. Материал, который использовали воспитанники при подготовке к мероприятию, был взят из школьных учебников и энциклопедий. По своей форме игра являлась аналогом телевизионной «Своей игры».

Чтобы не быть голословной, хочу показать вам фрагмент игры. ( Игра с аудиторией.)

Спасибо за внимание!